Киевский князь Владимир почти до 30 лет был ярым язычником. Но при этом дальновидным правителем. Для объединения киевских земель нужна была единая религия, и о том, как Владимир ее выбирал, нам рассказывает “Повесть временных лет”. Согласно преданию, в 986 году провел князь “испытание вер” – принял послов от мусульман, католиков и иудеев. Летописец подробно описывает визит делегаций, а одна княжеская фраза из беседы с проповедниками вообще вошла в историю. «Руси есть веселие пити» – якобы, этот довод послужил против принятия Киевом ислама. Нашлись аргументы и против остальных религий, а заинтересовать Владимира смог византийский священник, прибывший из Царьграда.
Имело ли место “испытание веры” на самом деле, неизвестно. Справедливости ради, отметим, что укрепить связи с Византией посредством общей религии было неплохо ещё и с политической точки зрения. Кроме того, с православием князь уже был знаком не понаслышке. Его родная бабка, княгиня Ольга, крестилась ещё в 957 году, и, кстати, сделала это первой из русских правителей.
Как бы то ни было, но в 988 году Владимир принимает крещение. Произошло это в захваченной им византийской Корсуни (это Херсонес, что под Севастополем). Там же он уже по христианскому обряду женится на сестре византийских императоров Анне. Вернувшись в Киев, Владимир приказывает разгромить все языческие капища и начинает обращать в христианство сначала своих детей и приближенных, а потом и остальных киевлян.
Массовое крещение жителей города произошло при впадении реки Почайны в Днепр, согласно летописи, “сошлось там людей без числа”. После Киева православие последовательно приняли и остальные города Древней Руси, правда, не всегда процесс проходил быстро и гладко. Так, например, Ростов оставался языческим вплоть до конца XI века, а вятичи сопротивлялись новой вере ещё столетие спустя.
Впервые дату Крещения Руси отметили на официальном уровне в 1888 году. По всей стране прошли торжественные церковные службы и крестные ходы, праздничные народные гулянья. Самое интересное, что и спустя сто лет дата тоже не осталась незамеченной, несмотря на советский атеизм. Большого праздника, конечно, не проводили, но научные и общественные мероприятия, приуроченные к юбилею, состоялись. Кроме того, накануне церкви были возвращены некоторые монастыри, например, Оптина пустынь в Калужской области.
Спустя ещё 20 лет, в 2008-м, патриарх Алексий II обратился к руководству России, Украины и Беларуси с предложением ввести день памяти святого князя Владимира в перечень государственных памятных дат. В нашей стране соответствующий документ был подписан в 2010 году.
В православных церквях по всей стране в день Крещения Руси совершаются богослужения по уставу великого праздника. А ровно в полдень по местному времени в каждом храме начинают звонить колокола. Причем эта традиция получила распространение не только в России, но и в некоторых других странах постсоветского пространства, например, в Беларуси и Молдове.
В светских учреждениях проходят просветительские мероприятия, исторические экскурсы. Реконструисткие движения устраивают смотры и имитации боев-походов князя Владимира.
В память этого знаменательного события наши добрые друзья – волонтеры Крыма и Русская община Крыма сделали жителям пансионата замечательный подарок – концерт.
А неформальное общение и фотографирование в обновленных холлах пансионата стало дополнительным удовольствием